Информационная открытость страховых компаний становится одним из ключевых факторов эффективности их бизнеса. Игроки, не уделяющие внимания этой стороне бизнеса, неминуемо проиграют в конкурентной борьбе, пишет журнал.
Эксперт,
5 марта 2007 г.
Вон из подполья! 1571 просмотр
Информационная открытость страховых компаний становится одним из ключевых факторов эффективности их бизнеса. Игроки, не уделяющие внимания этой стороне бизнеса, неминуемо проиграют в конкурентной борьбе
Проблема транспарентности становится все более актуальной, и с уровня дискуссий этот вопрос постепенно переходит в практическую плоскость. Вспомним, к примеру, вполне конкретное предположение главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, что в России может быть введена уголовная ответственность топ-менеджеров и членов совета директоров компаний за недостоверность раскрытия информации.Конечно, пока подобных мер принято не было, но в принципе они возможны. Впрочем, если судить по страховому рынку, то вполне вероятен и иной сценарий - когда сами игроки, не ожидая санкций, сделают решительные шаги к своей информационной открытости. Большие и малые Сегодня российский страховой рынок по уровню информационной открытости крайне неоднороден. Пожалуй, можно выделить две группы страховщиков, сильно отличающихся по транспарентности. Первая - лидеры рынка: движутся в сторону информационной открытости, понимая, что совсем скоро это станет их конкурентным преимуществом. На сайтах двадцати ведущих страховых компаний с вероятностью более 50% можно найти информацию о структуре собственности, руководстве компании, годовые отчеты и ежеквартальную отчетность по РСБУ. При этом почти половина всех ведущих страховщиков раскрывают информацию об аффилированных лицах, существенных фактах и решениях на собраниях акционеров и размещают на своих сайтах корпоративные документы и стандарты. Правда, отчетность, составленную по МСФО, публикует пока только одна компания - РОСНО. Но, по всей видимости, здесь ситуация может в скором времени улучшиться. Таким образом, уровень транспарентности лидеров страхового рынка соответствует среднему уровню информационной открытости российских компаний. Вторая же группа, включающая в себя средние и небольшие компании, в большинстве случаев все еще не заинтересована в публикации информации о своей деятельности. "В целом страховой рынок транспарентен ровно настолько, насколько этого требует законодательство. Подходя оптимистично к оценке его открытости, я бы присвоил этому рынку три балла по пятибалльной шкале", - говорит заместитель финансового директора РОСНО Андрей Скворцов.
Пересечение интересов Подчас от участников рынка можно слышать вопрос: а нужна ли вообще транспарентность страховым компаниям? Дело в том, что еще несколько лет назад так называемая схемность страхового рынка, виртуальность капитала страховых компаний и запутанность его структуры приводили к тому, что даже очень крупные страховщики жили в условиях информационной блокады. Однако сейчас - с развитием реального рынка страхования, его концентрацией, ростом конкуренции и ужесточением требований страхового надзора к качеству активов компании - страховщики стали всерьез задумываться об информационной открытости. Действительно, транспарентность оказывает положительное влияние на стоимость страховой компании. Прежде всего это важный элемент качественного корпоративного управления, без формирования которого невозможно говорить о цивилизованных способах привлечения капитала. "Сейчас на страховом рынке мы наблюдаем активизацию сделок по слиянию и поглощению, поэтому на данном этапе развития рынка такой показатель, как информационная открытость, является важным фактором для потенциального покупателя и может повлиять на стоимость сделки", - замечает Евгений Гуревич, заместитель генерального директора ОАО СК "Русский мир". Кроме того, информационная прозрачность может стать решающим фактором в привлечении крупных корпоративных клиентов: обязательным условием большинства страховых контрактов или открытых тендеров стало предоставление страховщиком финансовой отчетности не только в стандартах РСБУ, но и МСФО. Ведь, готовя решения о страховании для руководства крупных предприятий, аудиторы и риск-менеджеры рассматривают все аспекты деятельности потенциального страховщика, и потому информационно закрытые страховые компании все чаще не попадают даже в список приглашенных к участию в тендере. Вопрос информационной прозрачности актуален и для страховщиков, работающих в розничном сегменте. Ведь позитивные сведения о компании в СМИ и доступность финансовой и операционной информации совсем скоро наверняка станут факторами конкурентного преимущества в борьбе за клиентов. Среди других резонов, подталкивающих страховщиков к политике открытости, можно назвать потребность в перестраховании в странах СНГ и связанную с этим необходимость получения рейтингов, а также политику государства, направленную на улучшение качества активов страховых компаний и очищение страхового рынка от схем. А по мнению Александра Федонкина, заместителя генерального директора Московской страховой компании, в транспарентности страховщиков заинтересованы и крупные нестраховые посредники, прежде всего банки, для которых предоставление своей клиентской базы невозможно без доступа к необходимой информации о страховой компании. Таким образом, все субъекты страхового рынка - страхователи, банки, потенциальные инвесторы и государство - хотят иметь дело именно с информационно открытыми страховщиками, что заставляет игроков рынка "выходить из подполья".
В ожидании стандартов и спроса В целом информационная прозрачность страхового рынка пока остается на невысоком уровне. Почему? Причин несколько. Во-первых, для менеджмента открытость - это головная боль: меньше свобода для маневра, больше финансовых и временных затрат. "Главная причина информационной закрытости - узкое стратегическое видение, рудиментарное окопное мышление: кругом враги", - считает первый заместитель генерального директора ОАО "КапиталЪ Страхование" Евгений Викулов. Во-вторых, многие страховые компании не заинтересованы в информационной открытости ни в отношении уставного капитала (который может быть наполнен низколиквидными активами), ни в отношении существенных фактов деятельности (часто связанной со "схемным" бизнесом), ни в отношении вознаграждения менеджерам, выплачиваемого черным налом. И тут надо заметить, что страховые компании, которые не пользуются рыночными механизмами для привлечения клиентов и обслуживают только интересы своих акционеров, слабо мотивированы к информационной открытости. В-третьих, не способствует увеличению информационной прозрачности и отсутствие жестких законодательных требований к раскрытию информации. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ" компании обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, и это требование легко обойти, разместив информацию в какой-нибудь крошечной и малоизвестной газете. А более серьезных требований к раскрытию информации регулирующие органы пока не выдвигают. В-четвертых, сказывается и невысокий уровень спроса на информацию о деятельности страховщиков со стороны страхователей, особенно физических лиц. "Российская страховая культура пока не развита до такого уровня, чтобы страхователь, прежде чем выбрать компанию, внимательно изучал финансовую отчетность страховщиков и ситуацию на рынке. До сих пор в России в первую очередь думают о цене и только во вторую о качестве страховой защиты", - считает Сергей Ковальчук, первый заместитель генерального директора компании "Ренессанс Страхование". Наконец, недостаток информации на страховом рынке в ряде случаев объясняется отсутствием четких критериев ее раскрытия и распространения. В России нет четко разработанных стандартов раскрытия информации для страховых компаний, и они обращаются либо к кодексу корпоративного поведения, рекомендованному Федеральной службой по финансовым рынкам, либо к опыту Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН), разработавшей собственные стандарты раскрытия информации. По мнению специалистов MACH, основные параметры транспарентности страховых компаний - финансовое состояние компании и ее политика, результаты финансовой деятельности, риски и способы управления ими, принципы подготовки информации, принципы корпоративного управления и персональные данные о руководстве. У нас же большинство компаний если и выдвигают в качестве приоритета информационную прозрачность, пока часто понимают под ней раскрытие информации лишь в части публикации отчетности и новостей о компании на своем корпоративном сайте. Тем не менее в ближайшие несколько лет с развитием страхового рынка и приходом иностранных конкурентов российским страховым компаниям предстоит сделать для себя окончательный выбор: либо открываться и становиться информационно прозрачными, либо сворачивать бизнес и уходить с рынка. Наталья КОМЛЕВА
Вся пресса за 5 марта 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 апреля 2025 г.

|
|
РИА Новости, 11 апреля 2025 г.
Кассационный суд обязал принять иск потерпевших в теракте в «Крокусе» к «Ингосстраху»

|
|
РБК (RBC.ru), 11 апреля 2025 г.
Объем страховых премий в Мурманской области вырос на 71% за год

|
|
МК в Кузбассе, 11 апреля 2025 г.
В Кузбассе осудят троих автоподставщиков

|
|
Интерфакс, 11 апреля 2025 г.
Суд оставил в силе освобождение «Росгосстраха» от выплаты за пропавшие на Украине вагоны

|
|
Forbes, 11 апреля 2025 г.
Число погибших при крушения батискафа в Египте выросло до семи

|
|
Интерфакс, 11 апреля 2025 г.
Около 4,7 тыс. га застрахованных садов на юге РФ оказались под угрозой из-за заморозков

|
|
Би-порт, Мурманск, 11 апреля 2025 г.
Страховые премии в Мурманской области выросли на 71%

|
|
Урал-Пресс-Информ, Челябинск, 11 апреля 2025 г.
Мошенники похищают деньги россиян при помощи ОСАГО

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 11 апреля 2025 г.
В Кузбассе осуждены участники организованной группы автоподставщиков

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 11 апреля 2025 г.
ВС не разрешил игнорировать динамику цен на запчасти

|
|
РЕН-ТВ, 11 апреля 2025 г.
Страховщики могут сообщать о росте краж авто для увеличения продаж полисов каско

|
|
Тульская пресса, 11 апреля 2025 г.
Туляков предупредили о мошенниках, продающих фальшивые полисы ОСАГО

|
|
Вести Московского региона, 11 апреля 2025 г.
Автоэксперт Сажин назвал каско «лотереей» и оценил его актуальность в 2025 году

|
|
ПРАЙМ, 11 апреля 2025 г.
Премия на рынке страхования торговых кредитов выросла на 27 процентов

|
10 апреля 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 10 апреля 2025 г.
В Азербайджане началось страхование цитрусовых садов

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 апреля 2025 г.
Инфляция является самой большой проблемой для инвестиционных портфелей страховщиков

|
|
Финмаркет, 10 апреля 2025 г.
В 2024 году сборы агростраховщиков увеличились 5%, выплаты - на 75%

|
 Остальные материалы за 10 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|